+7 (985) 541-55-44 бесплатная оценка
что Вы можете продать?

Как оценить старинную икону?

Оценка и продажа икон

Мы расскажем о всех секретах, которые знают только опытные оценщики.

Закажите бесплатную оценку иконы по фото онлайн - наши профессиональные эксперты готовы
оценить и купить икону в течение 1 дня!

Узнать стоимость иконы

Самостоятельно оценить икону и узнать ее стоимость будет не так просто, как кажется. Почему? Иконы - одно из самых сложных направлений в искусстве. Золото мы можем взвесить и определить стоимость предмета за грамм. Узнать цену часов и ювелирных изделий можно исходя из ритейл-цены. Но как определить ценность иконы? Ценных материалов в ней нет, фактически это доска с яичными или масляными красками. Однако икона, даже без драгоценных металлов и камней, может стоить до 1 000 000 рублей. Что же делает икону такой дорогой?

Как определить ценность иконы

Иконопись нельзя измерить или взвесить, как и само искусство. Только человек, который многие годы подряд держал в руках старинные иконы, много изучал иконопись и имеет опыт покупки и продажи икон, может определить точную стоимость иконы. Мы расскажем о нескольких критериях на которые ориентируются оценщики.

✓ Икона, которую мы видим на иллюстрации, называется «Благословение детей». Создана по заказу горнопромышленника Павла Павловича Демидова на рождение дочери Авроры Демидовой в 1873 году. Помимо исторической ценности, высокое качество письма позволяет оценить икону в 1 миллион рублей. Этот пример доказывает, что без специальных знаний грамотно оценить икону просто не возможно.

Икона «Благословение детей»

Икона «Благословение детей», 1873 год
Дерево, левкас, темпера
Оценочная стоимость
1 000 000 рублей

Где можно оценить икону

Комплексная оценка икон у нас

Оценщик внимательно осматривает предмет, чтобы узнать его возраст, проверить на наличие дефектов.

возраст иконы

Возраст иконы

Оценщик определит возраст иконы: какого века реликвия, к какой иконописной школе она относится

состояние иконы

Состояние иконы

Специалист проверит икону на наличие дефектов: утраты красочного слоя, целостность доски, оклада

клеймо мастера

Клеймо мастера на иконе

Эксперты обязательно обращают внимание при оценке на подписи и клейма на серебряных окладах

Сюжет иконы

Сюжет иконы

Иконы с редким сюжетом, как правило, оцениваются выше часто встречающихся

Оценка стоимости икон

Особенности оценки стоимости старинных икон на дереве, в окладе, в киоте.
Как определить стоимость реликвий по качеству письма, оценка икон с редким сюжетом

Оценить старинные иконы на дереве

Как определить возраст иконы на дереве

Цена старых икон на дереве определяется после экспертной оценки. Для этого нужно сначала определить возраст иконы. Рассказать о возрасте иконы могут следы инструментов, которые применялись для обработки доски: топор, скобель, рубанок. Определить возраст иконы можно по ширине и форме пазов для шпонок, наличие и размер ковчега. Продать старинные иконы на дереве можно по очень высокой цене, если знать некоторые особенности оценки икон.

Определить возраст иконы по шпонкам

Шпонки – это рейки, с помощью которых скреплялись доски на торце и тыльной стороне. В изделиях 12 веков эти элементы крепились коваными гвоздями или деревянными шипами. В более поздние периоды уже использовали врезные шпонки. Затем в 14-15 веках шпонки были длинными и врезались от одного края иконы до другого. Позднее шпонки стали делать короткими, и они приняли форму клиньев.
На иконах 16 века их делали плоскими и тонкими,
с 17 века они стали толстыми и широкими.
В иконах 18 века шпонки врезались в торцы доски.
Для чего нужны шпонки в иконной доске? Основная задача шпонок - предотвратить искривление иконной доски вследствие высыхания дерева. Изгибание основы происходит с подавляющим большинством старых живописных икон, поскольку усыхание доски происходит неравномерно: лицевая сторона, покрытая жестким грунтом, тканной паволокой и, наконец, слоем живописи деформируется, в отличие от «голого» задника совсем незначительно, вследствие чего и образуется характерный выгиб иконной доски. Волокна иконных досок располагаются вертикально, в то время как деревянные клинья (шпонки) устанавливаются в перпендикулярном направлении, то есть горизонтально. У очень многих старинных икон 19 века шпонок не было вовсе. Наиболее часто при этом клинышки врезаются в массив задника иконы, либо монтируются в пазы, пропиленные в верхнем и нижнем торце иконной доски. Но по одним только шпонкам судить о возрасте иконы нельзя. В старину часты были случаи вторичного использования досок: когда поверхность иконы загрязнялась, темнела, осыпалась, то первоначальное изображение записывалось, а поверх писали новую икону, часто совсем другого сюжета. И на доске 17 века вполне могла быть икона 19 века. Определяют возраст так же по технике нанесения краски и манере письма. В каждый период существовали свои технологии в иконописи. Без специальных знаний здесь не обойтись. Для тех, кто впервые сталкивается с оценкой икон, достаточно знать: деревянная основа иконы обычно оценивается дороже холста. Но цену старинных икон на дереве нельзя определить только по шпонкам. Есть еще множество критериев оценки.

оценить икону по шпонкам

Шпонки на старинной иконе

оценить икону по шпонкам

Доска для иконы 18 века

Как определить возраст иконы по доске

Предположить возраст иконы по доске можно, учитывая некоторые нюансы.
Оценивая икону по доске важно понимать, что часты были случаи, когда изображение на доске по разным причинам "записывали" сверху новым. Например, на доске 16 века вполне может оказаться письмо 19 века.
При оценке иконы и определения ее возраста, профессионалы полагаются и на другие особенности иконы (стилистика письма, тип изображения святого, утраты и повреждения).
Узнать, какого века икона, написанная на доске, можно по наличию ковчега.

Икона с ковчегом

Что такое ковчег? Это углубленное поле по краю иконы. Обычно глубина ковчега составляет около 0.5 см. Изготавливая доску, на лицевой стороне снимали верхний слой дерева везде, кроме узких полос по периметру. Получалось плоское углубление в центре — ковчег — и рамки по краям. Полотно становилось более устойчивым к искривлению.
Ковчег выполнял и другие функции. На него наносили основное изображение, поэтому выступающие по краям рамки помогали сохранить лики от царапин.
Образ легче было покрывать олифой: средство не вытекало из ковчега. С рамками икона выглядела гармоничнее. Если образ имеет ковчег, то, скорее всего, икона создана ранее 18 века. В конце 17 века появляются иконы без ковчега, хотя живописно ковчег обозначен: на месте лузги обводка контрастной фону краской, выделены поля иконы. С 18 века в иконописи исчезает и иллюзия ковчега, икону часто вставляют в рамку, на манер европейской традиции.

Оценить иконы написанные темперой

Старые иконы писали темперой — краской на основе воды и яичного желтка. Если изображение святого выглядит схематично, строго и представляет собой наслоение красок, то икона написана не позднее 18 века. Более поздние образы отличаются живописностью и высокой детализацией за счет пластичности красок, изготовляемых по другим технологиям. Старые иконы в приличном состоянии - это редкость, и продать их можно дорого. Если сохранен красочный слой, нет царапин, пятен и повреждения холста, четко видны лики и другие предметы композиции, то это хорошее состояние. Чем лучше состояние иконы, тем выше шанс получить за нее большую цену.

Сколько стоит икона на доске?

Оценить икону на доске можно по дереву, из которого сделана доска. Самой распространенной была древесина липы, в северных районах использовали ель, кедр, сосну и лиственницу. Если доска для иконы изготовлена из сосны, мы можем прдположить, что перед нами "северные письма". На Севере чаще всего выбирали сосну или липу: дерево должно быть мягкое, гладкое и пористое. Шпонки делали из дуба, чтобы предотвратить деформацию доски. На лицевой стороне содавали углубление – ковчег.
На задней стороне доски иконы могут быть признаки старинных технологий: характерные для 16-18 веков рубленые дощечки, либо более современный продольный распил для икон 18 века и позднее.
Учитывая все эти особенности, можно оценить икону по доске, даже если изображение частично утеряно.

Иконы 19 века

В иконах 19 века мы видим возвращение к реннесансу: узор мелкий, часто повторяющийся. Техники обработки серебра: чеканка, штамповка, тонкая гравировка. Главные иконописцы 19 века - Чириков, Дикарев, Гурьянов, Пешехонов

Читать подробнее

Оценка икон по фото онлайн бесплатно

Хотите продать икону на доске? Предлагаем Вам заказать экспересс-оценку онлайн у наших экспертов. Вы узнаете, сколько стоит икона на доске или на дереве уже через 10 минут!

Эксперт по иконописи оценит икону, и Вы узнаете:

  • ◈ Сколько стоит старинная икона
  • ◈ Возраст: старинная икона или нет
  • ◈ Иконописная школа: мастерами какого региона выполнена икона
  • ◈ Какими красками написана икона: темперными или масляными
  • ◈ Уровень живописи

Просто отправьте фото иконы любым удобным Вам способом:

бесплатная оценка икон по фото

При экспертной оценке иконы учитываем все нюансы и детали

Оценить икону в окладе

Определить возраст иконы в окладе

На иконе из серебра всегда есть клеймо мастера и проба. По ним профессионалы определяют время изготовления оклада. Однако встречаются иногда иконы 17 века с окладами 19 и 20 веков, когда владельцы заказывали новый оклад на икону или подбирали оклад из уже готовых.
Подробно мы рассказываем о том, каким может быть клеймо на серебряном окладе, в разделе Каталог клейм серебра Царской России.
Первоначально оклад изготавливали из тонкого металла. Он прикрывал лишь небольшую часть изображения. Более поздние оклады закрывали всю площадь образа за исключением ликов и кистей рук. Не смотря на это, каждая деталь иконы тщательно прорисовывалась. В начале 20 века начали появляться мастера, которые писали только видимые части, а оклад при этом прикрывал пустую доску. В простонародье работы таких иконописцев называли подокладными.

Определить возраст иконы в окладе очень важно для оценки иконы и ее продажи. Иконы в серебряном окладе ценны и стоят больших денег. Драгоценные камни, металлы, вышивка бисером, редкие породы дерева - порой оклад имеет большую ценность, чем икона. Оклады изготавливали из металлов: латуни, меди, серебра и золота. Внешний вид оклада расскажет о возрасте иконы, школе иконописи и мастере, ее создавшем. При оценке учитывается металл, сохранность украшения. Порой оклад стоит дороже самой иконы, поэтому его наличие может значительно сказаться на конечной цене. Оклад защищал иконопись от повреждений. В качестве украшений на старинных иконах использовали скань, зернь, эмаль, бисер и драгоценные камни.
Оклады изготавливались как простыми мастерами, так и очень известными, и даже Поставщиками Двора Его Величества ( фирма Фаберже, фирма Сазикова, а также оклады работы Хлебникова, братьев Грачевых, мастерская Клингерта, Овчинникова, торговый дом Морозова и др.), иконы в серебряных окладах 84 пробы были ценностью, реликвией и неотъемлемой частью жизни состоятельного человека.
Мы советуем нашим клиентам внимательно подойти к определению возраста иконы в окладе и доверять мнению эксперта по иконописи.

Иконы в окладе

Икона в серебряном окладе пользуются огромным спросом и всегда имеют высокую рыночную стоимость. Представляют ценность иконы ювелирных домов: Фаберже, Овчинников, Хлебников, Бр. Грачевы, Любавин. У нас можно оценить икону в окладе бесплатно

Читать подробнее

Цена иконы в киоте

Оценить старинные иконы в киоте

Киот – это деревянный "шкафчик" со стеклянной дверцей, предназначенный для украшения и защиты икон от внешнего воздействия. Киот стал практически неотъемлемой частью культа и вырос в полноценное направление искусства. Популярнее всего настенные киоты (их также называют ларями). Иконы принято вешать на стену или размещать в специально отведенный на стене угол.
Настенные киоты бывают как для одной иконы, так и составные – сразу на несколько икон. Напольные киоты встречаются преимущественно в храмах. Чаще всего верхняя грань напольного киота оформлена в виде небольшого резного навеса.
Киоты украшают резьбой и золочением, изготавливают из дуба или сосны, для выполения резьбы берут липу. Резьба - один из самых красивых способов украшения киотов. Видов резьбы встречается довольно много. Зачастую именно киот помогает верно определить мастера, год написания и множество прочих факторов, важных для верной оценки стоимости для коллекционеров.

Оценить икону в киоте и установить ее возраст можно у нас в салоне. Мы предлагаем помощь в эксперсс-оценке икон онлайн или при встрече в офисе.

Оценка иконы: качество письма и уникальность сюжета

Качество и уровень письма иконы

Помимо возраста иконы, важно качество письма. Мастера разных времен, школ и стилей отличались традициями в изображении ликов святых. По оттенкам, использовавшихся при письме, можно определить регион, в котором работал мастер. Палеографический анализ подписей или их фрагментов, оставленных на иконе, также дает возможность определить временные границы создания изображения. Но провести стилистический, палеографический и иконографический анализ может только профессионал.

Как оценить икону самостоятельно

Чтобы дорого продать икону, нужна грамотная оценка.
Оценить икону самостоятельно практически невозможно из-за того, что просто нет четко определенных цен на какой-либо вид иконы. Нет таблицы с ценами на иконы какого-то определенного века или иконописной школы. Цена иконы складывается из совокупности особенностей. Конечно, Вы можете изучить материалы, представленные на нашем сайте или в профессиональной литературе - это интересно и познавательно. Если Вы хотите попробовать самостоятельно оценить икону, визуально или по описанию определить, к какой школе относится Ваша икона, то посетите наш раздел старинные иконы. Однако быстрее и проще оценить икону у наших экспертов, и продать ее действительно дорого.

Просто отправьте фото в WhatsApp нашему эксперту по иконописи и узнайте, сколько стоит икона.

Оценить икону с редким сюжетом

Предлагаем бесплатно оценить икону и продать дорого в нашем антикварном салоне в Москве. Сюжет иконы очень важен при оценке реликвии. Распространенные сюжеты уступают в оценочной стоимости редким. Однако чтобы определить стоимость старинных икон, нужно учесть массу нюансов. В том числе и сюжет иконы.
Например, Казанскую, Владимирскую, Иверскую иконы Божией Матери знают все. А вот слышали ли вы когда-нибудь про Ее образ Отрокоучительница?
Еще одна редкая икона - Всевидящее Око Божие. Находится в храме Тихвинской иконы Божьей матери.

Какие редкие иконы Вы можете продать? Для примера мы перечислим их ниже:

  • ◈ Продать икону Богородица Умягчение злых сердец (Семистрельная)
  • ◈ Богородица Казанская с Параскевой Пятницей
  • ◈ Продать редкую икону Святая мученица Татьяна
  • ◈ Продать икону Саввы Сторожевского (Звенигородского)
  • ◈ Икона Божьей Матери "Три радости"
  • ◈ Продать икону с редким сюжетом "Знамение" (Богородица)
  • ◈ Икона Богоматери "Неувядаемый цвет"
  • ◈ Продать икону с изображением Александра Невского
  • ◈ Икона "Страшный Суд"
  • ◈ Продать икону София Премудрость Божия

Иконы с редким сюжетом

Узнать цену выкупа и продать редкую икону дорого, быстро и безопасно Вы можете у нас. Мы предлагаем лучшие условия по выкупу икон: выкупаем старинные иконы дороже, чем скупки и ломбарды на 40%
Оценка онлайн - бесплатно за 10 минут
Читать подробнее

Коллекционную и историческую ценность представляют древнерусские иконы, старинные иконы 19 и 20 века, реликвии с редкими сюжетами, иконы в киотах и серебряных окладах, складни.

Самые ценные и дорогие иконы

Икона - это произведение искусства, представляющее художественную и материальную ценность. Можно продать икону дорого, если она имеет почтенный возраст, приличную сохранность и художественную ценность. Последний момент довольно спорный, потому что художественность - это сложный критерий оценки. Вместо него можно ориентироваться на востребованность. То есть - что сейчас имеет спрос на антикварном рынке среди коллекционеров. Конечно же, древнерусские иконы имеют несомненную историческую ценность. Старинные иконы Оружейной палаты, Палеха и Мстеры, Ветки и Невьянской иконы пользуются высоким спросом. Дорого можно продать икону 18 века уральских мастеров, поморскую старообрядческую икону или реликвию в стиле Русский Модерн конца 19 и начала 20 века. Здесь мы перечислим самые востребованные, ценные и интересные работы мастеров иконописи.

  • ◈ "Спас Нерукотворный" Симона Ушакова
  • ◈ "Спас Вседержитель" Кирилла Уланова
  • ◈ "Святая Троица" Андря Рублева (реставратор Василий Гурьянов)
  • ◈ Владимирская икона Божьей Матери
  • ◈ "Богоматерь Смоленская" Феодотия Ухтомского
  • ◈ "Спас в силах" Дионисия
  • ◈ "Святой Николай Чудотворец и Успение Богородицы"
  • ◈ Семистрельная икона Божьей Матери ("Умягчение злых сердец")
  • ◈ Образ Пресвятой Богородицы «Умиление» Арсения Хитроша
  • ◈ "Неопалимая Купина" Ивана Суслова
  • ◈ "Сретение Господне" Чирикова
  • ◈ "Св. Иоанн Предтеча, из Диесуса" мастера А. Плотникова

Представляют интерес для антикваров и коллекционеров старинные иконы в серебряном окладе, с эмалью и позолотой. Высоко ценится серебро 84 пробы, изделия прославленных ювелирных домов. Серебряные оклады работы поставщиков Двора Его Императорского Величества во много раз увеличивают стоимость иконы.
Знаете ли Вы, сколько стоит Ваша старинная икона? Продажа иконы подразумевает обязательную оценку специалистом-искусствоведом. После того, как сделано экспертное заключение, Вы можете продать икону дорого.

#

Икона Владимирской Божией Матери
Cеребро, позолота, эмаль и жемчуг
Овчинников, Москва, 1890 г.

#

Икона Христа Вседержителя
Cеребро, эмаль и жемчуг
Овчинников, Москва, 1895 г.

Каталог икон

Каталог икон по сюжетам и святым