Ветковская иконописная школа (иконы Ветки)

Что характерно для ветковской иконы?

Понятие «Ветка» утвердилось как название историко-культурного центра старообрядческих слобод пограничной территории юго-запада России. Как колония Стародубья, Ветка была основана в 1682—1684 годах беглыми жителями Москвы во главе с попом Козьмою из московской церкви Всех, Святых на Кулишках. Благодаря удаленности от власти и защищенности государственной границей она приобрела первенствующее значение и стала метрополией, или новым Иерусалимом, для всего старообрядческого мира. Иконы Ветки — одна из важнейших составляющих старообрядческого культурного наследия.
Богоматерь Казанская очень почиталась на Ветке. Считается, что первый образ, конца XVI века, был принесен из Москвы на руках.
Икона «Архангел Михаил» очень нарядная, но исполненная драматизма и назидательности.
К «северному» направлению мы относим образ «Спас Нерукотворный» начала XIX века. К главным особенностям ветковского искусства исследователи относят ее «традиционность»: соединяется наследие ярославской, московской школ и царских писем с более поздней техникой золотопробельного письма. Это определение прежде всего относится к манере письма «плавью». Плавь на русской иконе представляет собой жидкий слой полупрозрачной краски, края которого растушевываются.
Основными породами дерева у Ветки являются тополя. Эта древесина особенно сильно подвержена воздействию жучка-точильщика, поэтому Ветковская икона практически всегда изъедена жучком.
Иконы, как правило, писались в техниках «плави» и заливку». Подрумянка наносилась не всегда. Технические приемы разнообразны. Иконопись личного выдержана в теплых тонах: яркие, оранжево-коричневые цвета охрений охристо-коричневым санкирям. Отличительной чертой икон ветковской традиции являются сильные высветления вокруг рта — подбородка (три световых пятна) и характерная форма верхней губы, нависающей над припухлой, раздвоенной нижней губой. Ветковские иконописцы активно выделяют киноварью междугубье, иногда и границу нижней губы, что является древнейшей традицией. Характерными являются открытые, чистые, часто не смешанные локальные цвета, а также варианты одно цвета с различным содержанием белил.
Пигментный состав палитры выражен основными цветами: красным, розовым, малиновым, сиреневым, лиловым, синим, голубым, желтым и зеленым. Декоративность в цвете, свете и рисунке отражает вкусы и идеологию ветковцев, свидетельствуя о преемственности от мастеров Оружейной палаты, Ярославля и Костромы. Влияние костромичей и царских мастеров сказалось на орнаментальности Ветковских икон. Ветковские рамки, с наугольниками другого цвета, особенно близки к пышным и ярким орнаментальным костромским рамкам средников икон. Ветка впитала разнообразие художественных традиций белорусских и украинских мастеров.

Сколько стоит Ветковская икона ?

Отправьте фото для экспертизы на контактные данные ниже:

#

Никола Отвратный, XVIII век
Ветковская иконописная школа

#

Богоматерь Казанская, XIX век
Ветковская иконописная школа