+7 (985) 541-55-44 бесплатная оценка
что Вы можете продать?

Русский авангард

Малевич, Кандинский, Родченко, Татлин

Друзья, готовьтесь погрузиться в увлекательный мир русского авангарда – яркого течения в искусстве XX века, которое в корне изменило представление об искусстве. Он разбудит в Вас воображение, потрясет Ваше восприятие и заставит задуматься о границах возможностей художественного выражения.

Авангард в живописи

Когда мы говорим об авангарде, перед нами чаще всего всплывают образы геометричных фигур и ярких композиций на полотнах известных художников. Однако стоит помнить, что авангардистские течения в искусстве не ограничиваются живописью. Авангард также нашел отражение и в агитационном фарфоре, и в палехской лаковой миниатюре, и даже в литературе. Сегодня мы поговорим об авангарде в живописи.

Казимир Малевич

Супрематизм

Одним из самых важных направлений русского авангарда был супрематизм, предложенный великим Казимиром Малевичем. Супрематизм поднимал вопрос о значимости чистых геометрических форм и их эмоциональной силе в искусстве. Малевич утверждал, что через абстракцию и геометрию можно достичь высшей формы художественного выражения – и так появился его знаменитый "Черный квадрат". За этим полотном скрывается гораздо больше, чем просто черный квадрат – это вопрос о самой сути искусства. В основе супрематизма лежит идея о социальной роли искусства. В основе супрематизма лежит идея о социальной роли искусства.

Черный квадрат: в чем смысл и почему ценится

Авангард был следствием пресыщенности классическим искусством. «Черный квадрат» Малевича является самым популярным в народе произведением русского искусства, вызывая интерес и жаркие споры, каких не видывал Шишкин со своим «Утром в сосновом лесу» и Суриков с «Боярыней Морозовой». Многие убеждены, что Малевич не умел рисовать, или что рисовать все-таки умел, но имел коварную цель просто вызвать шок у аудитории того времени. «Я так тоже могу», - говорят люди, когда речь заходит «Черном квадрате». Естественно, Малевич умел рисовать, и до того, как написал свой эпатажный хит, успел попробовать себя в импрессионизме, футуризме, кубизме, символизме, примитивизме и пуантилизме. Рисовать Малевич, безусловно, умел.

Так в чем же смысл нового стиля? «Квадрат» является произведением авангардизма – это не только искусство. Задачи его гораздо шире, чем удовлетворение эстетических потребностей. Авангардизм обращает внимание на проблемы философии, религии, политики, науки, и всего того, чем живет социум. «Черный Квадрат» сразу начали сравнивать с иконой, на первой своей выставке «0.10» он висел в красном углу.

«Квадрат» - это вакуум, темень, земля, жирная квадратная точка в конце описания времен, «всемирная вагина», как называл его сам Малевич. Однако в земле жизнь заканчивается, но в ней же и начинается новая. Многие говорят сейчас, что «Черный Квадрат» предсказывал 1917 год. В любом случае, мы разобрались, что у авангардизма были свои задачи, и аргументы против Малевича в стиле «Я тоже так могу» абсолютно не котируются.

Смерть Казимира Малевича. Последний перфоманс

Последним перформансом Казимира Малевича стала его смерть. Умер автор 15 мая 1935 года в Ленинграде, после затяжной болезни. У него было достаточно времени продумать свой уход из жизни и детали своего захоронения. Согласно завещанию для него был сконструирован супрематический гроб "архитектон", с черным квадратом и белым кругом. Провожала в последний путь художника большая траурная процессия с затянутыми в красное машинами и людьми, несущими квадраты. Гроб был перевезен в Москву, где состоялась кремация. «Квадрат» был также укреплен на белом кубе, поставленном в Немчиновке, на месте, где художник завещал захоронить свой прах. С годами урна с прахом затерялась – так осуществилось торжество беспредметности. Похороны Малевича - выразительная точка в истории русского авангарда.

Голова крестьянина

"Голова крестьянина",
Казимир Малевич
1929 год

Работница

"Работница",
Казимир Малевич
1933 год

Черный квадрат

"Черный квадрат",
Казимир Малевич
1915 год

Александр Родченко

Конструктивизм

Конструктивизм, в свою очередь, приходит к нам от Александра Родченко, одного из ключевых представителей авангарда. Родченко видел искусство в повседневных предметах. Он говорил о том, что искусство должно служить коммунизму и иметь полезную цель. Конструкции Родченко, его структурно-геометрические линейные открытия повлияли на формирование стиля в книжной и журнальной графике, в плакатах, в предметном дизайне, в архитектуре.

Конструктивизм в рекламе

Александр Родченко был одним из первых создателей советской рекламы. Агитационные плакаты его авторства до сих пор впечатляют выразительностью, лаконичностью, геометризмом композиции. Родченко писал абстракции, иллюстрировал книги и изобрел приемы художественной фотографии, которые используются и сегодня. Родченко и А.В.Шевченко, фантазировали на тему новых архитектурных структур и типов зданий – киоски, общественные сооружения, высотные здания. Разрабатывал концепцию «города с верхним фасадом», так как считал, что в будущем, в связи с развитием аэронавтики, любоваться городом станут не снизу, не с уровня улицы, а сверху, пролетая над городом или находясь на всевозможных смотровых площадках. Землю надо освободить для движения и пешеходов, а на крышах зданий проектировать выразительные конструкции, переходы, висящие блоки зданий, которые и составят этот новый «верхний фасад города».

Совместное творчество с Владимиром Маяковским

Совместно с Маяковским выполнил более ста рекламных листовок, плакатов, вывесок. Маяковский отвечал за краткие запоминающиеся лозунги. Конструктивистские плакаты полностью вписывались в революционную идеологию молодого советского государства. Они были призваны и просвещать, и информировать, и агитировать. Художник-авангардист Александр Родченко и пот Владимир Маяковский создавали рекламу для государственных предприятий, трестов, акционерных обществ: «Добролёт», «Резинотрест», Госиздат, ГУМ. Яркость, брутальность рекламы первой половины 1920-х характерна для раннего конструктивизма.

Плакат Александра Родченко Резинотрест

А. Родченко, "Резинотрест"

Плакат Александра Родченко ГУМ

А. Родченко, "ГУМ"

Василий Кандинский

Абстракционизм

Но что такое авангард без присутствия Василия Кандинского? Этот известный художник и теоретик искусства занимался не только рисованием, но и исследованием музыки, что отразилось в его работах, где присутствует особая мелодичность и ритм. Кандинский поверил в то, что искусство есть язык, который может передавать глубокие эмоции и мысли, не используя слова. Он удивительно сумел сочетать музыку и живопись, открыв для нас новые грани самовыражения. Ах, Василий Кандинский! Это имя звучит как эхо - мощное и уникальное. И нет ничего удивительного в том, что работы этого выдающегося мастера русского авангарда столь высоко ценятся. Ведь Василий Кандинский не просто является одним из основателей абстракционизма, он ставит на карту целую новую форму самовыражения в искусстве. Что делает работы Кандинского такими ценными? Ответ прост – его живопись вобрала в себя смелость, эксперименты и глубокий смысл. Он покинул устоявшиеся рамки реализма и начал творить абстрактные произведения, которые заставляют зрителя думать и ощущать мир другим образом. Каждая картина стала формой самовыражения, смешением цветов, линий и форм, которые удивляют и завораживают. Представьте себе, какое мастерство нужно, чтобы вызвать эмоции у зрителей, не используя известные предметы или сюжеты. Кандинский дошел до корней человеческой восприимчивости и смог передать это искусство на холст. Его работы отражают его внутренний мир и эмоциональное состояние, но в то же время открывают возможность каждому наблюдателю найти свой собственный смысл и истолкование.

Абстрактные акварели Кандинского

Абстракции, как и "Черный Квадрат", многие скептики считают неумением рисовать, а не полноценным искусством. Однако за беспредметностью стоит нечто большее. В частности, у Кандинского еще с детства была синестезия — явление, которое не относится к патологии, но характерно для немногих людей. Проявляется оно так: при воздействии на один орган чувств реагирует другой орган чувств. Например, каждый звук у человека ассоциируется с конкретным цветом или при воспоминании событий он ощущает конкретные вкусы. Кандинский еще с детства слышал какое-то странное шипение, когда смешивал краски. А во взрослом возрасте на опере Вагнера при звучании разных музыкальных инструментов у него вдруг начали вставать перед глазами все его краски, а в уме бешено рисовались разнообразные линии.
Казалось бы, что у пестрого хаоса фигур Кандинского, пришедших на смену рембрандтовских складок и пасторальных пейзажей, не могло быть будущего. Однако новое направление стало интенсивно развиваться. Итак, какие же картины Кандинского стали самыми известными? "Композиция VI" - это настоящий шедевр, который является воплощением его идей и необычной манеры рисования. «Беспредметное» – еще одна сильная работа, которая раскрывает мощь абстракционизма. Эти картины и множество других великолепных работ Кандинского сделали его одним из самых почитаемых художников своего времени и сегодня. Русский авангард был настоящим прорывом в мире искусства, и Василий Кандинский стоял у его вершины. Его смелость и эксперименты оставили неизгладимый след в истории искусства, и восхищают нас по сей день. «Квадраты с концентрическими кругами», «Жёлтое-красное-синее», «Негнущееся и согнутое». Василий Кандинский входит в топ-3 самых дорогих русских художников за последние 20 лет. Смелые работы Кандинского по-разному воздействуют на зрителей, и каждый находит что-то для себя.

В. Кандинский, Композиция VI

В. Кандинский, "Композиция VI"

В. Кандинский, Красная церковь

В. Кандинский,
"Красная церковь"

В. Кандинский, Синий всадник

В. Кандинский,
"Синий всадник"

В. Кандинский, Негнущееся и согнутое

В. Кандинский,
"Негнущееся и согнутое"

Владимир Татлин

Родоначальник конструктивизма

Работы Татлина вдохновили немецких художников-дадаистов, которые поняли их как революцию в искусстве. Известна фотография Георга Гроса и Джона Хертфилда, держащих плакат с надписью «Искусство умерло — Да здравствует машинное искусство Татлина!». Александр Родченко восхищался Владимиром Татлиным и считал своим учителем:
«Я от него учился всему: отношению к профессии, к вещам, к материалу, к продовольствию и всей жизни, и это оставило след на всю жизнь… Из всех современных художников, которых я встречал, нет равного ему».
Владимир Татлин знаменит проектами, которые предназначались для реализации в жизнь, но не дошли до производства, так и оставшись идеями, но продолжают фигурировать в виде реконструкций и эскизов до сих пор.

«Не к старому, не к новому, а к нужному! — призывал он. — Вещь должна быть прочной, полезной и красивой».

Этим же принципам следовали и мастера эпохи Возрождения. И словно в ответ изобретателю того времени Леонардо да Винчи, в 1929 году Владимир Татлин начал работу над новым проектом — летательным аппаратом.

Башня Татлина

Архитектурное мастерство авангарда нашло свое воплощение в запоминающейся Башне Татлина. Владимир Татлин был знаменит не только своими проектами, но и своим постулатом, что искусство должно стать частью повседневной жизни, что оно должно быть доступным каждому. Его шедевр, Башня Татлина, стала символом авангарда и воплощением его идеалов – она сочетает в себе функциональность, эстетичность и смелость, что прекрасно демонстрирует дух и энергию русского авангарда. Башня, построенная Владимиром Татлиным в начале XX века, это прототип динамичной архитектурной формы. Он назвал свое изобретение «Памятником III Коммунистическому Интернационалу», посвятив его не только социальной революции начала XX века, но создав символ революционного переворота в развитии науки, техники, промышленности, информационного пространства и социального устройства общества. Башня Татлина так и осталась проектом. Одним из многих масштабных проектов того времени, существующих лишь на макетах и чертежах. Строительство башни планировалось осуществить в Ленинграде, после победы Октябрьской революции. Железный грандиозный монумент предназначался для высших органов всемирной рабоче-крестьянской власти (Коминтерна), которым предлагалось разместиться в семиэтажных вращающихся зданиях. Однако руководство страны быстро остыло к авангардизму в конце 1920-х годов, и башня Татлина оказалась великой утопией, войдя в историю как один из самых узнаваемых символов конструктивизма.

Башня Татлина

Башня Татлина

Татлин. Автопортрет в матросской форме

Татлин. Автопортрет в матросской форме

Черный квадрат

Владимир Татлин
"Цветы", 1940 г

Последние работы Татлина

Единственная прижизненная персональная выставка Владимира Татлина состоялась в 1932 году. В дальнейшем, когда, все «формальные» направления были искоренены победившей идеологией социалистического реализма, Татлин сотрудничал с театром и вернулся к живописи. Кажется, что самые последние работы Татлина совершенно на него не похожи. Они мягкие, медитативные, сложные и живописные. Живопись не умерла, она прекрасна. Малевич тоже в поздние годы возвращался к предметности, но Татлин работал совсем не так, как Малевич. Печальные, депрессивные и в то же время очень тонкие работы отражали внутреннее состояние замкнутого Татлина. Это уже не тот долговязый инициативный молодой человек с красными руками рабочего и пылающим энтузиазмом в груди, который, придя на кремацию Малевича, сказал у гроба: «Притворяется!»

Философы нового времени

Представители русского авангарда – это не только художники и архитекторы, они – пионеры пути в будущее, они изменили мир искусства. Их работы остаются вдохновением для нового поколения творцов, продолжая вызывать восторг и возникая перед нами в новых интерпретациях и в разных уголках мира. В каждом произведении авангарда мы видим не только кисть художника, но и его мысли, чувства и стремление расширить границы возможного. Имена Малевича, Родченко, Кандинского и Татлина навсегда вписаны в историю искусства и оставят свой след на протяжении веков.

Оценка картины по фото онлайн

Узнать стоимость картины прямо сейчас

Если Вы хотите узнать актуальную стоимость Вашей картины, Вы можете обратиться к нам прямо сейчас!
Эксперт ответит Вам в течении 10 минут и назовет Вам предварительную стоимость.

Еще больше статей по теме Антиквариат

Скупка самоваров

Мы приимаем в скупку самовары 19 века, начала 20 века (дореволюционные). Представляют коллек... Читать подробнее

Скупка золота в Москве

Наш анткиварный салон предлагает услуги по скупке царского золота 56 пробы. Мы готовы провести точную и... Читать подробнее

Скупка фотоаппаратов

Мы заинтересованы в покупке старых фотоаппаратов, включая модели, выпущенные в СССР (Зенит, Смена)... Читать подробнее

Продать картину

Если Вы - обладатель старинной картины, но не знаете, какому автору она принадлежит и к какому времени относится... Читать подробнее