Друзья, готовьтесь погрузиться в увлекательный мир русского авангарда – яркого течения в искусстве XX века, которое в корне изменило представление об искусстве. Он разбудит в Вас воображение, потрясет Ваше восприятие и заставит задуматься о границах возможностей художественного выражения.
Авангард в живописи
Когда мы говорим об авангарде, перед нами чаще всего всплывают образы геометричных фигур и ярких композиций на полотнах известных художников. Однако стоит помнить, что авангардистские течения в искусстве не ограничиваются живописью. Авангард также нашел отражение и в агитационном фарфоре, и в палехской лаковой миниатюре, и даже в литературе. Сегодня мы поговорим об авангарде в живописи.
Казимир Малевич
Супрематизм
Одним из самых важных направлений русского авангарда был супрематизм, предложенный великим Казимиром Малевичем. Супрематизм поднимал вопрос о значимости чистых геометрических форм и их эмоциональной силе в искусстве. Малевич утверждал, что через абстракцию и геометрию можно достичь высшей формы художественного выражения – и так появился его знаменитый "Черный квадрат". За этим полотном скрывается гораздо больше, чем просто черный квадрат – это вопрос о самой сути искусства. В основе супрематизма лежит идея о социальной роли искусства. В основе супрематизма лежит идея о социальной роли искусства.
Черный квадрат: в чем смысл и почему ценится
Авангард был следствием пресыщенности классическим искусством. «Черный квадрат» Малевича является самым популярным в народе произведением русского искусства, вызывая интерес и жаркие споры, каких не видывал Шишкин со своим «Утром в сосновом лесу» и Суриков с «Боярыней Морозовой». Многие убеждены, что Малевич не умел рисовать, или что рисовать все-таки умел, но имел коварную цель просто вызвать шок у аудитории того времени. «Я так тоже могу», - говорят люди, когда речь заходит «Черном квадрате». Естественно, Малевич умел рисовать, и до того, как написал свой эпатажный хит, успел попробовать себя в импрессионизме, футуризме, кубизме, символизме, примитивизме и пуантилизме. Рисовать Малевич, безусловно, умел.
Так в чем же смысл нового стиля? «Квадрат» является произведением авангардизма – это не только искусство. Задачи его гораздо шире, чем удовлетворение эстетических потребностей. Авангардизм обращает внимание на проблемы философии, религии, политики, науки, и всего того, чем живет социум. «Черный Квадрат» сразу начали сравнивать с иконой, на первой своей выставке «0.10» он висел в красном углу.
«Квадрат» - это вакуум, темень, земля, жирная квадратная точка в конце описания времен, «всемирная вагина», как называл его сам Малевич. Однако в земле жизнь заканчивается, но в ней же и начинается новая. Многие говорят сейчас, что «Черный Квадрат» предсказывал 1917 год.
В любом случае, мы разобрались, что у авангардизма были свои задачи, и аргументы против Малевича в стиле «Я тоже так могу» абсолютно не котируются.
Смерть Казимира Малевича. Последний перфоманс
Последним перформансом Казимира Малевича стала его смерть. Умер автор 15 мая 1935 года в Ленинграде, после затяжной болезни. У него было достаточно времени продумать свой уход из жизни и детали своего захоронения. Согласно завещанию для него был сконструирован супрематический гроб "архитектон", с черным квадратом и белым кругом. Провожала в последний путь художника большая траурная процессия с затянутыми в красное машинами и людьми, несущими квадраты. Гроб был перевезен в Москву, где состоялась кремация. «Квадрат» был также укреплен на белом кубе, поставленном в Немчиновке, на месте, где художник завещал захоронить свой прах. С годами урна с прахом затерялась – так осуществилось торжество беспредметности. Похороны Малевича - выразительная точка в истории русского авангарда.
Александр Родченко
Конструктивизм
Конструктивизм, в свою очередь, приходит к нам от Александра Родченко, одного из ключевых представителей авангарда. Родченко видел искусство в повседневных предметах. Он говорил о том, что искусство должно служить коммунизму и иметь полезную цель. Конструкции Родченко, его структурно-геометрические линейные открытия повлияли на формирование стиля в книжной и журнальной графике, в плакатах, в предметном дизайне, в архитектуре.
Конструктивизм в рекламе
Александр Родченко был одним из первых создателей советской рекламы. Агитационные плакаты его авторства до сих пор впечатляют выразительностью, лаконичностью, геометризмом композиции. Родченко писал абстракции, иллюстрировал книги и изобрел приемы художественной фотографии, которые используются и сегодня. Родченко и А.В.Шевченко, фантазировали на тему новых архитектурных структур и типов зданий – киоски, общественные сооружения, высотные здания. Разрабатывал концепцию «города с верхним фасадом», так как считал, что в будущем, в связи с развитием аэронавтики, любоваться городом станут не снизу, не с уровня улицы, а сверху, пролетая над городом или находясь на всевозможных смотровых площадках. Землю надо освободить для движения и пешеходов, а на крышах зданий проектировать выразительные конструкции, переходы, висящие блоки зданий, которые и составят этот новый «верхний фасад города».
Совместное творчество с Владимиром Маяковским
Совместно с Маяковским выполнил более ста рекламных листовок, плакатов, вывесок. Маяковский отвечал за краткие запоминающиеся лозунги. Конструктивистские плакаты полностью вписывались в революционную идеологию молодого советского государства. Они были призваны и просвещать, и информировать, и агитировать. Художник-авангардист Александр Родченко и пот Владимир Маяковский создавали рекламу для государственных предприятий, трестов, акционерных обществ: «Добролёт», «Резинотрест», Госиздат, ГУМ. Яркость, брутальность рекламы первой половины 1920-х характерна для раннего конструктивизма.
Василий Кандинский
Абстракционизм
Но что такое авангард без присутствия Василия Кандинского? Этот известный художник и теоретик искусства занимался не только рисованием, но и исследованием музыки, что отразилось в его работах, где присутствует особая мелодичность и ритм. Кандинский поверил в то, что искусство есть язык, который может передавать глубокие эмоции и мысли, не используя слова. Он удивительно сумел сочетать музыку и живопись, открыв для нас новые грани самовыражения. Ах, Василий Кандинский! Это имя звучит как эхо - мощное и уникальное. И нет ничего удивительного в том, что работы этого выдающегося мастера русского авангарда столь высоко ценятся. Ведь Василий Кандинский не просто является одним из основателей абстракционизма, он ставит на карту целую новую форму самовыражения в искусстве. Что делает работы Кандинского такими ценными? Ответ прост – его живопись вобрала в себя смелость, эксперименты и глубокий смысл. Он покинул устоявшиеся рамки реализма и начал творить абстрактные произведения, которые заставляют зрителя думать и ощущать мир другим образом. Каждая картина стала формой самовыражения, смешением цветов, линий и форм, которые удивляют и завораживают. Представьте себе, какое мастерство нужно, чтобы вызвать эмоции у зрителей, не используя известные предметы или сюжеты. Кандинский дошел до корней человеческой восприимчивости и смог передать это искусство на холст. Его работы отражают его внутренний мир и эмоциональное состояние, но в то же время открывают возможность каждому наблюдателю найти свой собственный смысл и истолкование.
Абстрактные акварели Кандинского
Абстракции, как и "Черный Квадрат", многие скептики считают неумением рисовать, а не полноценным искусством. Однако за беспредметностью стоит нечто большее. В частности, у Кандинского еще с детства была синестезия — явление, которое не относится к патологии, но характерно для немногих людей. Проявляется оно так: при воздействии на один орган чувств реагирует другой орган чувств. Например, каждый звук у человека ассоциируется с конкретным цветом или при воспоминании событий он ощущает конкретные вкусы. Кандинский еще с детства слышал какое-то странное шипение, когда смешивал краски. А во взрослом возрасте на опере Вагнера при звучании разных музыкальных инструментов у него вдруг начали вставать перед глазами все его краски, а в уме бешено рисовались разнообразные линии.Казалось бы, что у пестрого хаоса фигур Кандинского, пришедших на смену рембрандтовских складок и пасторальных пейзажей, не могло быть будущего. Однако новое направление стало интенсивно развиваться. Итак, какие же картины Кандинского стали самыми известными? "Композиция VI" - это настоящий шедевр, который является воплощением его идей и необычной манеры рисования. «Беспредметное» – еще одна сильная работа, которая раскрывает мощь абстракционизма. Эти картины и множество других великолепных работ Кандинского сделали его одним из самых почитаемых художников своего времени и сегодня. Русский авангард был настоящим прорывом в мире искусства, и Василий Кандинский стоял у его вершины. Его смелость и эксперименты оставили неизгладимый след в истории искусства, и восхищают нас по сей день. «Квадраты с концентрическими кругами», «Жёлтое-красное-синее», «Негнущееся и согнутое». Василий Кандинский входит в топ-3 самых дорогих русских художников за последние 20 лет. Смелые работы Кандинского по-разному воздействуют на зрителей, и каждый находит что-то для себя.
Владимир Татлин
Родоначальник конструктивизма
Работы Татлина вдохновили немецких художников-дадаистов, которые поняли их как революцию в искусстве. Известна фотография Георга Гроса и Джона Хертфилда, держащих плакат с надписью «Искусство умерло — Да здравствует машинное искусство Татлина!». Александр Родченко восхищался Владимиром Татлиным и считал своим учителем:
«Я от него учился всему: отношению к профессии, к вещам, к материалу, к продовольствию и всей жизни, и это оставило след на всю жизнь… Из всех современных художников, которых я встречал, нет равного ему».
Владимир Татлин знаменит проектами, которые предназначались для реализации в жизнь, но не дошли до производства, так и оставшись идеями, но продолжают фигурировать в виде реконструкций и эскизов до сих пор.
«Не к старому, не к новому, а к нужному! — призывал он. — Вещь должна быть прочной, полезной и красивой».
Этим же принципам следовали и мастера эпохи Возрождения. И словно в ответ изобретателю того времени Леонардо да Винчи, в 1929 году Владимир Татлин начал работу над новым проектом — летательным аппаратом.
Башня Татлина
Архитектурное мастерство авангарда нашло свое воплощение в запоминающейся Башне Татлина. Владимир Татлин был знаменит не только своими проектами, но и своим постулатом, что искусство должно стать частью повседневной жизни, что оно должно быть доступным каждому. Его шедевр, Башня Татлина, стала символом авангарда и воплощением его идеалов – она сочетает в себе функциональность, эстетичность и смелость, что прекрасно демонстрирует дух и энергию русского авангарда. Башня, построенная Владимиром Татлиным в начале XX века, это прототип динамичной архитектурной формы. Он назвал свое изобретение «Памятником III Коммунистическому Интернационалу», посвятив его не только социальной революции начала XX века, но создав символ революционного переворота в развитии науки, техники, промышленности, информационного пространства и социального устройства общества. Башня Татлина так и осталась проектом. Одним из многих масштабных проектов того времени, существующих лишь на макетах и чертежах. Строительство башни планировалось осуществить в Ленинграде, после победы Октябрьской революции. Железный грандиозный монумент предназначался для высших органов всемирной рабоче-крестьянской власти (Коминтерна), которым предлагалось разместиться в семиэтажных вращающихся зданиях. Однако руководство страны быстро остыло к авангардизму в конце 1920-х годов, и башня Татлина оказалась великой утопией, войдя в историю как один из самых узнаваемых символов конструктивизма.
Последние работы Татлина
Единственная прижизненная персональная выставка Владимира Татлина состоялась в 1932 году. В дальнейшем, когда, все «формальные» направления были искоренены победившей идеологией социалистического реализма, Татлин сотрудничал с театром и вернулся к живописи. Кажется, что самые последние работы Татлина совершенно на него не похожи. Они мягкие, медитативные, сложные и живописные. Живопись не умерла, она прекрасна. Малевич тоже в поздние годы возвращался к предметности, но Татлин работал совсем не так, как Малевич. Печальные, депрессивные и в то же время очень тонкие работы отражали внутреннее состояние замкнутого Татлина. Это уже не тот долговязый инициативный молодой человек с красными руками рабочего и пылающим энтузиазмом в груди, который, придя на кремацию Малевича, сказал у гроба: «Притворяется!»
Философы нового времени
Представители русского авангарда – это не только художники и архитекторы, они – пионеры пути в будущее, они изменили мир искусства. Их работы остаются вдохновением для нового поколения творцов, продолжая вызывать восторг и возникая перед нами в новых интерпретациях и в разных уголках мира. В каждом произведении авангарда мы видим не только кисть художника, но и его мысли, чувства и стремление расширить границы возможного. Имена Малевича, Родченко, Кандинского и Татлина навсегда вписаны в историю искусства и оставят свой след на протяжении веков.
Оценка картины по фото онлайн
Узнать стоимость картины прямо сейчас
Если Вы хотите узнать актуальную стоимость Вашей картины, Вы можете обратиться к нам прямо сейчас!
Эксперт ответит Вам в течении 10 минут и назовет Вам предварительную стоимость.