+7 (985) 541-55-44 бесплатная оценка
что Вы можете продать?

Великие русские иконописцы

Феофан Грек

Феофан Грек родился в Византии в 1340 году. Расписывал храмы в Константинополе, Халкидоне и Галате. Художник иногда отходил от иконописного канона той эпохи: у святых на его иконах появлялись реалистичные человеческие черты. Вольный стиль Феофана Грека не соответствовал строгому византийскому академизму, и в 1370-х годах он приехал в Новгород, где стал известным мастером. В 1378 году Феофан Грек за одно лето оформил церковь Спаса Преображения на Ильине улице. Многие фрески сохранились. Самая крупная — изображение Спаса Вседержителя в куполе. Он укутан в голубой хитон, в одной руке держит Евангелие, другой благословляет. Вокруг порхают серафимы, а в барабане, основании купола, изображены праотцы и пророки.
В начале 1380-х годов Феофан Грек переехал в Москву, к этому времени у него уже сформировалась своя школа. Вместе с учениками иконописец расписывал храмы Московского Кремля. Феофан Грек написал деисусный чин современного иконостаса Благовещенского собора. Феофан Грек расширил его до 11 фигур, а также впервые в русской иконописи изобразил их в полный рост.
Его же кисти приписывают Донскую икону Божией Матери.

Феофан Грек
                                Икона Преображения Господня

Феофан Грек
Икона Преображения Господня

Андрей Рублев

Андрей Рублев — первый русский художник, которого причислили к лику православных святых. Он создал собственную иконописную школу и отступил от византийских художественных канонов. Рублев создавал настенные росписи храмов и занимался книжной иллюстрацией: его миниатюрами украшено старинное Евангелие Хитрово. Однако самой знаменитой работой Рублева стала икона «Троица», которую сейчас признают шедевром во всем мире.
Андрей Рублев был учеником Феофана Грека. В 1405 году он вместе со своим учителем и неким Прохором с Городца расписывал Благовещенский собор. Это событие и было первым упоминанием летописцев о нем. Рублев тонко выписывал переходы от света к тени, избегал бликов и точно прорисовывал детали, а также добавлял в изображения эмоциональности, например в «Рождестве Христовом» и «Крещении», где ангелы склоняются перед Христом. Благодаря этим приемам он заслужил славу новатора живописи того времени.

#

Троица
Андрей Рублев, 1420-е

В 1408 году Андрей Рублев вместе с Даниилом Черным оформил фресками и иконами Успенский собор во Владимире, после чего стал известным русским мастером — ему поручили написать новую главную икону Троице-Сергиева монастыря. Знаменитая «Троица» повторяла привычную композицию: три ангела-вестника сидят за столом во время посещения дома Авраама и Сарры. Они явились, чтобы сообщить о том, что у Сарры родится сын. Изображение Святой Троицы Андрея Рублева стало новым каноном в русской иконописи.
Вероятно, Рублев написал не только главную икону. Cтиль Рублева можно проследить во всем иконостасе белокаменного Троицкого собора.

Дионисий

Дионисий — иконописец второй половины XV века, который продолжил традицию Андрея Рублева и окончательно сформировал стиль Московской школы. Фигуры святых стали тоньше и изящнее, а краски ярче. Дионисий расписывал церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Пафнутьево-Боровском монастыре. Мастер написал деисусный чин для иконостаса Успенского собора Московского Кремля и стал любимцем Ивана III. Произведения Дионисия были яркими и парадными. В 1482 году ему поручили написать «Богоматерь Одигитрию» для Вознесенского монастыря Московского Кремля. Образ получился величественным: торжественная поза, пурпурное одеяние, светло-золотистый фон и ангелы вокруг. Самая монументальная работа живописца — роспись собора Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре. Фрески со сценами из земной жизни Девы Марии — «Покров», «Собор Богородицы», «О Тебе радуется», «Страшный Суд» — выполнены в необычной для тех лет цветовой гамме: светлых и чистых тонах зеленовато-голубого, золотистого и белого. Ансамбль прекрасно сохранился, потому что у монастыря не было средств записать стены заново — обычно так делали, когда краски блекли или менялась мода.
Дионисий написал житейские иконы многих святых. Наиболее известны парные иконы митрополитов Петра и Алексея: фигуры на них изображены в полный рост в торжественных одеяниях и симметричны друг другу.

Симон Ушаков

Придворный живописец Симон Ушаков работал во второй половине XVII века. Его произведения привнесли в русскую иконопись новый стиль. В работах Симона Ушакова чувствуется влияние запада: лики святых стали более округлыми, черты более мягкими, а цвет лица приблизился к теплому телесному. Здания художник начал изображать реалистичными. Его работы напоминали западноевропейские гравюры, но композиция все еще оставалась условной, отсутствовал источник света. Пример «живоподобной» иконы Ушакова — «Спас Нерукотворный» для московской церкви Троицы в Никитниках. Там же Симон Ушаков создал свою версию Богоматери Владимирской — «Древо Государства Российского». На иконе корни древа «произрастают» из Успенского собора, на ветвях в медальоны вписаны портреты двадцати московских святых, а в медальоне по центру — образ Богоматери.
Сперва Ушаков служил «царским жалованным иконописцем» и быстро стал популярен. В 1664 году он уже руководил мастерами Оружейной палаты — главного на тот момент художественного центра России. Его художники расписывали дворцы и церкви, создавали иконы и миниатюры. Именно Симон Ушаков воплотил метод совместного труда: один художник придумывал композицию иконы, второй писал лики святых, третий — одежду и фон. Так, икону «Благовещение с акафистом» Ушаков написал вместе с Яковом Казанцем и Гавриилом Кондратьеевым.
Не все современники Ушакова были в восторге от нового стиля. Протопоп Аввакум разразился гневным опусом на "толстоту плотскую". И не только современники! "Злой гений русской иконописи, не уберег русского лика иконы", поскольку в силу компромиссности метода не сумел стать ни иконописцем, ни живописцем, повис в воздухе "между небом и землею": эти слова принадлежат русскому и советскому живописцу И. Э. Грабарю. Персонажи икон 17 века действительно обрели приятную округлость по сравнению с бесплотными древними образами, причем "толстота" эта явно была не просто данью моде, а государственной программой на обмирщение культуры. Симон Ушаков как "официальный художник", служащий при дворе, последовательно выполнял госзаказ, что, впрочем, не отменяет его заслуг в становлении реалистической живописи.

Федор Зубов

После смерти Симона Ушакова царским знаменщиком, то есть руководителем жалованных иконописцев Оружейной палаты, стал мастер Федор Зубов. К своему имени он всегда добавлял прозвище «усолец», потому что родился в Соликамске в семье солеваров и торговцев солью. В иконах Зубова прослеживается любовь к декоративному «узорочью». Эту черту иконописец перенял у мастеров Великого Устюга, где он начал писать свои первые иконы. Зубов сочетал тонкое письмо и приемы барокко: объемные формы, выразительные образы, глубокие краски — и стремился предать ликам святых духовную значимость. Так, он объединял достижения иконописи XVII века и древние традиции в единое целое.
Стилистические приемы Зубова видны в иконах «Илья Пророк в деяниях», «Иоанн Предтеча — ангел пустыни», «Вознесение» и «Благовещение» — мастер написал их для церкви Ильи Пророка в Ярославле. Сцены из жизни святых он вписал внутрь икон — изобразил на фоне крупных фигур пророков Ильи и Иоанна, а не в раме, как это было принято раньше.
Зубов служил жалованным мастером Оружейной палаты 27 лет. Он оформил соборы Новодевичьего, Донского и Новоспасского монастырей. Расписал в Кремле часть иконостаса Успенского собора и стены Архангельского. Cоздал настенную парсуну с Михаилом Федоровичем и Алексеем Михайловичем Романовыми — изображение стало одним из первых русских портретов. Поначалу картины этого жанра напоминали иконы, но светские реформы Петра I на рубеже XVII–XVIII веков отодвинули искусство древних живописцев на второй план — начался расцвет портрета.

Это интересно

Сейчас можно встретить иконы Московской школы, иконы палехских и мстерских мастеров, иконы Строгановской школы, Ярославскую иконопись, старообрядческие иконы Ветки, иконы Невьянской школы и иконы мастеров Оружейной палаты. Эти иконы дошли до нашего времени, разошлись по государственным музеям и частным коллекциям. Среди частных коллекционеров ценными считаются иконы Чирикова. Осип Чириков написал такие известыне иконы как «Архистратиг Михаил - ангел пустыни», икона князя Феодора Ярославского, икона Антония чудотвореца Печерского.
Подробнее о мастерах Палеха и других иконописных школ можно узнать в нашем разделе, посвященном иконам.
Палех - маленький поселок Ивановской области, первое упоминание о котором относится к началу XVII столетия. На сегодняшний день это известнейший в мире центр иконографии и лаковой живописи. Иконописью изначально занимались только в монастырях, но с тринадцатого века, стали возникать первые светские мастерские. В Палехе иконопись стала семейным производством. Целые династии местных мастеров-иконописцев прославляли Палех на всю Россию и зарубежье росписью. Даже жениться и замуж выходить старались за своих живописцев, чтобы не передавать чужим секреты мастерства.

#

Святой преподобный Сергий Радонежский
Палех, 1889 г

#

Шкатулка "Буревестник"
И. П. Вакуров, 1931 г

Палехские иконы отличаются сложной композицией и особой техникой создания изображения. Мелкие детали сперва рисовались на бумаге, а потом продавливались специальной острой и тонкой иголкой. По этому рисунку затем шла роспись красками. На палехских иконах также поражает обилие деталей. Здесь можно встретить разнообразные деревья, фантастические кустарники, радужные сияния, животных и птиц. Одежды святых расписывались специальными мелкими складками.

Что же случилось после революции с палехскими иконописцами?

После Октябрьской революции 1917 года в России началась волна борьбы с религией, и мастерам пришлось оставить иконопись. Тогда в 1924 году палешане Иван Баканов, Иван Вакуров, Иван Голиков, Александр Котухин и Иван Мар­ки­чев при поддержке искусствоведа Анатолия Бакушинского и художника Александра Глазунова создали «Артель древней живописи». Они стали расписывать шкатулки из папье-маше пейзажами, литературными сюжетами и жанровыми сценками, которые отражали либо народные традиции, либо советскую реальность. Фон у миниатюр всегда был черным, а рисунки — красными, желтыми и зелеными. Также в работах использовали сусальное золото, а готовые изделия покрывали лаком.
Искусство Палеха стало народным промыслом. Однако каждый мастер переносил в лаковую миниатюру свой люби­мый иконописный стиль. Например, Иван Вакуров обращался к традиции новгородских икон XV века.
В Государственном музее палехского искусства находится композиция «Буревестник», которую Вакуров создал в 1931 году под впечатлением от «Песни о Буревестнике» Максима Горького. Художник вспоминал: «Я хотел угадать, что было в голове у автора… написать так, чтобы море и небо кипели, словно металл, чтоб горы кидало бурей. И все это бы шло от человека, стоящего на красной горе». Также мастер изобразил в верхней части абстрактные красные пятна, которые, по его замыслу, символизировали революцию и начало новой жизни.
Максим Горький был почетным членом Артели и поддерживал палешан. Именно по его инициативе в 1935 году открыли Государственный музей палехского искусства. Как-то Вакуров спросил у писателя, как он оценивает композицию по собственному произведению. Горький ответил: «Это, конечно, ваш буревестник», — но похвалил художника и пожал ему руку.

«Человека нужно создать нового, как будто он родился из этой горы..., чтоб он мог побеждать и подчинять себе море и воздух. Мне хотелось, чтоб этот человек был похож на рабочего, и на писателя, и на строителя и чтоб мог он мудро управлять государством…»
И.П. Вакуров

Что скрывали лаковые миниатюры

Часто лаковые миниатюры создавали по сюжетам сказок Александра Пушкина. Например, в 1934 году композицию «Сказка о золотом петушке» выполнил еще один классик палехского мастерства, Иван Баканов. До революции он считался лучшим знатоком храмовой живописи и иконописных традиций. Это отразилось и в его лаковых миниатюрах. Художник расположил персонажей по иконографической схеме образа «Входа Господня в Иерусалим». Архитектура на палехских шкатулках, также, как и на иконах, выглядит объемной. Мастера знали законы линейной перспективы и умело использовали их, показывая глубину пространства.

#

Третий интернационал
Иван Голиков, 1927 г.

Палехские хуожники пробовали многое, включая роспись по дереву, но остановили выбор на федоскинском лаковом промысле по росписи папье-маше на черном фоне. Вместо религиозных мотивов — светские: «Федоскинская шкатулка сыграла свою роль. Традиции XVII века в росписи сохранены: если на шкатулке написаны деревья, то деревья эти формой, плавью, золотом написаны как на иконе». Один из потомственных палехских художников-иконописцев Иван Голиков после революции и возвращения с Первой Мировой войны оказался в стране, где иконам больше нет места. Он работал с театральными декорациями, а в 1921 году расписал первую шкатулку из папье-маше.

Создание палехской лаковой миниатюры

Процесс создания палехской миниатюры сложный. На производство заготовок для росписи из папье-маше уходит до полугода. Картон обрабатывают несколько раз: проклеивают, окунают в кипящее льняное масло, сушат в печах. В итоге заготовка становится крепкой как кость. Потом ее шпаклюют, кладут красный фон внутри, черный снаружи и покрывают лаком. Чтобы краски светились, делают белильную подготовку: прописывают композицию, каждый пальчик, ручки, глазки, потом уже наносят саму роспись, покрывают три раза лаком, пемзуют, расписывают золотом. Полируют золото волчьим клыком, или лисьим, чтобы блестело. Покрывают изделие семью слоями лака, затем сушат в негорячей печи каждый слой не менее суток.
Как видите, чтобы изготовить одну шкатулку, мастеру потребуется минимум неделя на создание заготовки и еще примерно столько же на саму тончайшую роспись. Кстати, краски и кисти художники тоже изготавливают сами. Краски, как и на иконах, темперные (замешиваются на яичном желтке и уксусной воде). Кисти — из беличьих хвостов. Кончик можно в лупе разглядеть только. Такие кисти нужны, чтобы тонко писать золотом.
Учитывая все вышеприведенные факторы, вопросы, почему Палехское искусство так дорого стоит и пользуется большим спросом отпадают. Палехское искусство очень сложное и отличается уникальностью: каждое произведение в единственном экземпляре, повторов нет. Эта особенность заинтересовала заграничных коллекционеров. В СССР делали шкатулки на экспорт, заграничые ценители искусства ждали штучные изделия и с восхищением относились к мастерству палехских художников.

продать икону

Продать икону

Скупка старинных икон

Купим старинные иконы по лучшей цене в Москве

Узнать больше
оценить икону

Оценить икону

Оценка старинных икон

Как определить ценность иконы и узнать стоимость

Читать подробнее
дорогие иконы

Какие иконы мы покупаем

Каталог икон по векам

Иконы с 15 по 20 век

Смотреть каталог
Как узнать название иконы по фотографии

Сюжеты икон

Каталог икон по сюжетам

Как узнать название иконы по фотографии

Мне интересно